+7 499 159-31-59
ЗАО „МАРК“

Аутсорсинг офисной печати. MDS. MPS.

Аутсорсинг – возможность воспользоваться чужим опытом

Термин «аутсорсинг» не нов для нашей страны. Он появился позже «маркетинга», «франчайзинга» и подобных экономических чудес, и также как они, коверкался («аутсортинг») и подвергался сомнению. Хотя само явление делегирования функций и ответственности, старее, чем кажется. По сути аутсорсинг напоминает работу субподрядчиков, однако, это не совсем так. Постараемся разобраться в специфике этого вида услуг подробнее.

За рубежом аутсорсинг имеет длинную историю, достаточно напомнить, что первые компании, предоставляющие аутсорсинг-услуги, появились более 100 лет назад. Там обнаружили, что пользы в таком виде услуг, как аутсорсинг, больше, чем кажется. В дословном переводе слова, «внешние ресурсы», – сама суть. Услуга состоит в том, что, любая компания, будь то большой автомобильный концерн или небольшой книжный магазин, привлекает для проведения непрофильных работ аутсорсинговую организацию, которая имеет штат профессионалов в этом виде работ. Иными словами компания-клиент делегирует некоторые функции, которые не входят в ее основной род деятельности. Девиз аутсорсеров может звучать так: вы ведете свой бизнес, а мы снимаем с вас лишние заботы.

Фактически любая сфера работы предприятия может быть отдана на попечение аутсорсинговой компании. Это и финансовая, и юридическая, и техническая составляющая бизнеса, а также охрана, обеспечение автотранспортом. Самые первые аутсорсинговые компании предлагали интеллектуальные услуги, в первую очередь юридические. Это происходило в странах, в которых принято разрешать деловые споры в суде, то есть в Великобритании и в США. Там появились независимые юридические консультации, которые помогали завершать судебные тяжбы или разбираться в правовых тонкостях.

В последнее же время все большую популярность набирает аутсорсинг в сфере технологий, в частность в сфере ИТ. И этому есть объяснение – развитие технологий идет семимильными шагами, и если компания хочет получать от своего ИТ — отдела, максимум, ей придется вкладывать в него немалые средства. В первую очередь речь идет о найме квалифицированного персонала для поддержания работы подразделения, во вторую – закупка оборудования и программного обеспечения. Для того, чтобы поддерживать работу сложного высокотехнологичного оборудования, компания должна позаботиться и о том, чтобы обеспечить повышением квалификации своих ИТ работников. Это вновь вложение немалых средств. А с учетом того, что морально устаревшее оборудование рано или поздно придется заменять, сертификация персонала должна будет проводиться регулярно. В противном случае будет страдать качество обслуживания и эффективность труда.

Надежная аутсорсинг компания снимает эти затраты. Получается, что заказчик использует огромные ресурсы аутсорсеров, которые уже позаботились о том, чтобы нанять сертифицированных работников (или обучить их), регулярно повышать их квалификацию по тому техническому оборудованию, которым обладает клиент. Такая же схема действует в аутсорсинге бухгалтерских или юридических услуг. Получается, что, покупая пакет услуг аутсорсинга, вы получаете не просто квалифицированных работников, но и коллективный разум аутсорсинг компании. Профессиональная компания поможет не только наладить работу оборудования, если речь идет об ИТ, но и поможет оптимизировать работу.

Существует стереотип, что к аутсорсерам стоит обращаться малому и среднему бизнесу, тем организациям, которым нерентабельно самостоятельно организовывать непрофильное подразделение. Это не так. История аутсорсинга достаточно велика, чтобы в этой сфере появились такие большие профессиональные компании, которые способны обслуживать целые концерны. Например, еще в 1962 году ИТ — компания EDS, управляя информационными потоками автомобилестроительного гиганта Generals Motors, позволила сэкономить ему 44% затрат. Для GM это сумма составила более 4 миллиардов долларов. Однако любая компания не отказалась бы сократить свои расходы почти на половину. И если такого головокружительного результата и не будет достигнуто, клиент в любом случае экономит. Хотя бы на выплате единого социального налога с заработной платы.

Стоит отметить, что аутсорсинг – это хорошая карьера и для специалиста. Работая в штате непрофильной организации, он рано или поздно достигнет «потолка»: нет возможности большого карьерного роста, нет возможности регулярно обучаться и повышать квалификацию. Как следствие, частая смена мест работы. Трудясь в аутсорсинговой компании, специалист имеет дело с профессионалами в своей области и получает возможность обмениваться опытом, знаниями и просто советами с себе подобными специалистами. Эмоционального выгорания при такой форме организации труда куда меньше.

Передавая под управление ту или иную сторону бизнеса, компания должна быть полностью уверена, что сторонние работники не спровоцируют утечку информации. Опасения естественны. Однако профессиональная аутсорсинг компания не допустит подобного, в ней в обязательном порядке подписываются документы о неразглашении информации клиентов. Согласно им при раскрытии коммерческой тайны аутсорсер будет вынужден выплачивать упущенную выгоду и реальный ущерб. Ясно, что выбор не только компании, но и тех функций, которые клиент решит предать, должен быть совершен абсолютно здраво, и не только из соображений экономии средств. Специалисты утверждают, что адекватность этого выбора и есть ключ к успешному развитию бизнеса.

Клиентам всегда есть из чего выбрать. Первый вариант – это полный аутсорсинг, то есть передача всех функций определенного подразделения со всеми его мощностями (сотрудниками, материальными ресурсами, оборудованием). Второй – управление мощностями – это передача в управление ресурсов, например, оборудования. Частичный аутсорсинг предполагает делегирование ответственности за какую-либо узкую функцию в подразделении. Например, если речь идет об ИТ, обслуживание специализированного оборудования, для которого в штате клиента нет сертифицированного работника. Функцией трансформационного аутсорсинга, является перестройка, автоматизация работы, внедрения технологии для повышения эффективности работы подразделения. В этом случае после завершения работ, компания аутсорсер возвращает клиенту всю ответственность за работу подразделения.

На данный момент в нашей стране наиболее заметными клиентами компаний аутсорсеров являются ведомства министерств, компании нефтегазового и металлургического секторов. Тенденция такова, что клиенты начинают передавать под контроль аутсорсерам все более важные функции. Информационные технологии упоминаются чаще других, но все большую популярность приобретают услуги аутсорсинга других услуг, в частности HR-аутсорсинг — помощь в управлении, поиске, удержании, обучении персонала.

Нельзя оставить без внимания отрицательные стороны аутсорсинга. Среди минусов — сохранение опасности утечки важной информации, отрыва руководящего звена от процесса, зависимость от одного источника снабжения. Аутсорсингу также вменяют развитие мировой тенденции к ухудшению условий труда. Но, несмотря на это, рынок аутсорсинга за рубежом уже огромен и продолжает расти. Спрос на услуги аутсорсинга в России в целом схож с общемировым. При серьезном подходе к выбору аутсорсера и организации грамотных взаимоотношений с ним, отрицательные аспекты работы можно нейтрализовать или минимизировать.

Comments are closed.